ЮАР накануне местных выборов

В следующем 2026 году в Южно-Африканской Республике пройдут муниципальные выборы. Если раньше, на прошлых выборах, можно было говорить о колоссальном преимуществе правящей партии ANC – «Африканский Национальный Конгресс», то по итогам парламентских выборов 2024 года можно делать осторожные выводы о том, что 30-летняя гегемония партии, которую возглавлял национальный герой ЮАР Нельсон Мандела, может в скоро будущем окончиться.

На выборах 2024 года ANC получила свой исторический минимум – 40% голосов и не смогла сформировать правящее большинство. Ей пришлось идти на компромиссы и создать коалиционное правительство с представителями Компартии (которая, впрочем, и до этого входила в структуру ANC), с оппозиционным либеральным «Демократическим альянсом» (DA), придерживающихся прозападных позиций, с либеральной партией FF Plus, которая набрала вовсе полтора процента, с консерваторами из партии «Инката» (IFP), набравшей менее 4% голосов (хотя в 90-х они также входили в правящую коалицию), и таким же «Патриотическим альянсом», набравшим 2% голосов.

В то же время в правительство не вошли представители двух крупных политических сил, набравших в общей сложности более 20% голосов: партия «Борцы за экономическую свободы» (EFF) во главе с леворадикалом Джулиусом Малемой и левоцентристская партия MK (uMkhonto weSizwe), которую создал бывший президент страны Джейкоб Зума, осуждённый за коррупционные преступления. Основу партии при этом составляют этнические африканцы, и сама MK делает упор на этническую мобилизацию.

Нежелание президента Сирилла Рамафосы брать в коалицию EFF и MK в пользу прозападных либералов-оппозиционеров, которые представляют белое меньшинство и предпринимателей, может усугубить и без того шаткое положение ANC на следующих выборах. Различные аналитики заявляют, что много мест на грядущих муниципальных выборах может взять MK, как новая политическая сила (создана в 2023 году), отстаивающая права коренных африканцев-зулусов, а также EFF, к которой может перетечь разочаровавшийся в ANC электорат, состоящий из местной бедноты и рабочего класса.

А к этому есть все предпосылки, учитывая экономическое состояние ЮАР. За 30 лет свободы от апартеида, ANC держалась у власти за счёт лидера партии и борца за свободу для африканцев – Нельсона Манделы, и его наследия. Но после его смерти в 2013 году, лидеры партии, которые становились президентами (Зума и Рамафоса) не смогли решить насущных проблем южноафриканцев.

Хотя за время после освобождения от апартеида, ЮАР вошла в список наиболее перспективных и быстроразвивающихся экономик мира (страна входит в G20 и БРИКС), на уровне жизни простого чёрного африканца это не сильно сказалось, в первую очередь из-за непоследовательности реформ со стороны ANC и взятия курса на построение рыночной экономики. При этом не был решён ряд фундаментальных вопросов, которые требовали от ANC избиратели, в частности, стопорится земельная реформа: перераспределение земли от белого населения в пользу коренных африканцев. На этом сегодня настаивает EFF, притом в очень радикальной форме, по принципу «отобрать и поделить», без компенсаций бывшим владельцам.

Согласно отчётам Всемирного банка, в ЮАР наблюдается самое высокое социальное неравенство в мире: 20% самых богатых людей контролируют почти 70% ресурсов страны, а 55% населения до сих пор находятся за чертой бедности, особенно те, которые не живут в крупных городах, а среди молодёжи уровень безработицы составляет 60%. Большинство из них – чёрное коренное население, которое сталкивается с регулярными перебоями с электричеством, отсутствием водопровода и приемлемых условий для жизни, а в крупных городах целые кварталы состоят из заброшенных зданий и в них селятся бездомные. При этом в ЮАР очень устойчивый уровень безработицы – в районе 30%, что обуславливает высокий уровень преступности.

Но даже если у людей есть работа, то далеко не всегда они могут вырваться из нищеты, поскольку зарплата часто не может покрыть расходы на всё необходимое для жизни. Митинги, демонстрации, забастовки с экономическими требованиями – дело в ЮАР привычное, часто они доходят до крупных беспорядков или принимают формы террора. Например, рабочие шахт всё чаще превращают забастовки в захват заложников, чтобы власти удовлетворили их требования. В год в ЮАР проводится в среднем 83-86 рабочих забастовок, в которых участвуют сотни тысяч человек (хотя 10 лет назад было более сотни забастовок в год). И часто эти протесты жестоко подавляются, то есть власти не идут на уступки людям, что не добавляет популярности правящей партии.

Данные проблемы не решаются из года в год, как и обещание провести до конца земельную реформу, начатую ещё в девяностые годы прошлого века. На этом фоне: массовой бедности, регулярных протестов, давления со стороны США, которые ввели тарифы в отношении товаров из ЮАР, ANC рискует уступить первое место тем, кто будет предлагать простое и наиболее подходящее для большинства населения (которое составляют чёрные коренные народы) решение их проблем.

В этой ситуации возможен (и уже происходит) рост уровня ксенофобии по отношению к белым, владеющим землёй и крупным бизнесом. На этом противостоянии с белыми фермерами (бурами), в частности, строит свою кампанию Джулиус Малема и получает довольно серьёзную поддержку со стороны бедного чёрного населения – на выборах за него голосует в среднем 10% избирателей, но их число вполне может вырасти на фоне разочарования в ANC.

Ситуацию для ANC усугубляет и желание лидеров партии вступать в коалиции с прозападными либеральными партиями DA и FF Plus, которые лоббируют интересы белой буржуазии и являются проводниками проамериканской линии внутри страны. Однако же они не представляют большинство жителей, и не рассматривают ANC как своего союзника, что создаёт для «Африканского Конгресса» ещё риски: белый электорат за них голосовать не будет, а вот коренное население вполне может уйти голосовать за ту же MK и EFF в качестве протеста против договора с южноафриканской белой буржуазией.

Но проблемы у ANC на этом не заканчиваются: многие внутри партии недовольны сложившейся ситуацией и консенсусом с либералами. В партии до сих есть небольшое число сторонников Джейкоба Зумы (кто не ушёл в MK), недовольных Рамафосой. Также есть близкие к EFF популисты-радикалы, также недовольные непоследовательностью Рамафосы и руководства ANC. Но и у Рамафосы есть свои сторонники, выступающие на «прогресс» и прагматичный подход в политике.

Есть большие сомнения насчёт того, что раздираемая на части ANC сможет преодолеть к 2026 году как внутренние противоречия, так и решить основные проблемы страны, особенно на местах. Каждое политическое решение, которое будет принимать правительство – будет результатом вымученного политического торга при вероятном разочаровании электората. В то же время оппозиция в лице MK и EFF могут спокойно критиковать правящую коалицию с парламентской трибуны за их политику, собирая на этом политические очки и используя радикальную риторику на фоне всё возрастающего политического кризиса и нерешаемых экономических проблем (особенно проблем с землёй).

ANC будет пытаться перед выборами показать избирателям стабильность системы и своей власти, однако внутренние противоречия, «партнёры» по коалиции и радикальная оппозиция будут всячески этому мешать. Либеральному лагерю внутри правительства не нужно, чтобы ANC оставалась правящей партией, однако и усиление EFF и MK им тоже невыгодно, поэтому их стратегия может быть компромиссной: не вставлять палки в колёса ANC, но также и продолжать агитировать людей, делая упор на белых, буржуазию среди коренного населения и средний класс. Поэтому хрупкий статус-кво может сохраниться, но на местных выборах партии будут по максимуму пытаться использовать локальную проблематику, что вновь будет бить по ANC, ведь именно статус правящей партии налагает на неё ответственность в решении насущных вопросов населения, а с этим пока дела обстоят плохо.